Конспект НОД по познавательно - речевому развитию в подготовительной к школе группе«Осень».

Конспект НОД по познавательно - речевому развитию в подготовительной к школе группе«Осень».

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое».

ЦЕЛЬ:

обобщить знания детей об осенних изменениях  и явлениях в природе;использовать здоровьесберегающие технологии в познавательно – речевой деятельности детей.

Задачи:

 Образовательные:  закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени.

Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление,

наблюдательность.

Речевые: развивать диалогическую, связную речь, закрепить словарь

детей: поздняя,  золотая,  листопад, изморозь.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе,  коллективизм,

уважение к товарищам.

Демонстрационный материал:репродукция картины  И. Левитана

«Золотая осень», «Поздняя осень», «Берёзовый лес», «Смешанный лес», «Сосновый лес», мнемосхема « Осенние листочки», банка для воды, стекло, презентация.

Раздаточный материал:ватные палочки с ароматом сосны, шарик су-джок, простые карандаши, листы с заданием.

Методические приёмы:  беседа-диалог, физ. минутка, дыхательная и пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, штриховка, опыт, подведение итогов.

Предварительная работа: 

Наблюдение за осенней погодой во время прогулок. Разучивание стихов о

осени:А.Плещеева; «Осень наступила»; М. Лесовая   «Золотой  дождь».     Беседы о приметах осени. Загадывание загадок об осени. Чтение коротких

рассказов М. П Пришвина: «Листопад», «Начало осени», «Осенние          листочки». Подвижные игры: «Листопад», «Раз, два, три! Этот лист бери», «Соревнования на осеннем лугу». Дидактические игры: «Осенние приметы», «С какого дерева лист», «Кленовый листочек».

 

 

 

 

Организация и проведение НОД:

Слайд №1

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

ДОБРОЕ УТРО!!!

 

Организационный момент

Загадка: Пусты поля,

                       Мокнет земля,

                       Дождь поливает.

                       Когда это бывает?     (Осенью).  

Слайд №2

Воспитатель:

Верно. Сегодня мы с вами поговорим об осени, о том, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.
Какой месяц начинает осень? (сентябрь) Какой продолжает? (октябрь) Какой месяц завершает осень? (ноябрь).Какие периоды осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя).

Послушайте стихотворение Г. Новицкой «Осень».

Слайд №3

Артём О.

Я хожу, грущу один:

Осень рядом где-то.

Желтым листиком в реке

Утонуло лето.

Я ему бросаю круг

Свой венок последний.

Только лето не спасти,

Если день - осенний.

О какой осени говориться в этом стихотворении.

Первый осенний месяц сентябрь обычно называют ранней осенью. Ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно в солнечные дни. Хотя по вечерам и ночью, достаточно холодно. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты, овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края.

 

Слайд №4

Послушайте следующий отрывок стихотворенияИ. Бунина.

Злата И.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- Какая это осень? (золотая осень)

Начало октября называют золотой осенью. Начинается самый красивый период осени, золотая осень. Как вы думаете, почему так называется? (листья на деревьях становятся разноцветными, когда смотришь на осенний лес, он кажется золотым)
Молодцы! Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные, теплые и солнечные дни. Травы золотой осенью тоже меняют свою окраску, начинают желтеть и начинают засыхать. Меньше становиться цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет.

Слайд №5

- О какой осени говорится в стихотворении А. Плещеева.

Кирилл Ф.:

Улетели в край далекий,

Под иные небеса,

Птички вольные, покинув

Обнаженные леса!

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца…

- О какой осени говорится в этом стихотворении?(поздняя осень).

Время со второй половины осени и до конца осени называют поздней осенью. Когда лес потеряет последнюю листву и деревья станут голыми, наступает поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами. А на Севере поздняя осень наступает еще раньше, случаются первые заморозки, земля покрывается первым снегом.

Слайд №6

Дыхательная гимнастика.

В лес пойдём сейчас гулять

Будем правильно дышать:

Носом воздух мы вдыхаем,

Через ротик выдыхаем.

Должен каждый так уметь,

Чтобы больше не болеть!

(Дети делают вдох через нос, а выдох через рот).

 

- Следующее  упражнение «Скажи, наоборот» на употребление антонимов.

Летом солнце яркое, а осенью….

Летом небо светлое, а осенью….

Летом день длинный, а осенью….

Летом тучи ходят высоко, а осенью…

Летом люди растят урожай, а осенью….

Летом деревья стоят одетые, а осенью…

 

У нас в детском саду есть шкатулка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы всех времен года. А вы хотите положить туда свои наблюдения?

Слайд №7

В круг ребята становитесь,
Крепко за руки держитесь,
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.

Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет, и дождь за собой ведет.
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Гром в сентябре - теплая осень.
Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.
Когда гусь улетает – снег выпадает.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Осень - время собирать урожай.

Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.

В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Красна ягодка, да на вкус горька.

У зайцев шерсть побелела - зима близко.

Теплая осень - к долгой зиме.

Слайд №8

- Осень дивная, чудесная время  года воспетая многими поэтами. Ребята  если бы вы писали свои стихотворения, какие бы использовали слова для  описания  золотой осени в своем стихотворении (богатая, красивая, яркая, цветная, радостная  и т.д.)

Слайд №9

- Подберите слова для поздней осени.(дождливая, мрачная, скучная, темная, грустная,  и т.д.) Поздняя  осень такая и почти совсем нет листьев, лишь кое - где виднеются последние листочки.Давайте с вами расскажем стихотворение «Осенние листочки», а поможет нам рассказать стихотворение вот эта схема.

(Мнемосхема «Осенние листочки»).

Слайд №10 (ролик)

Ветер по лесу гулял,

Ветер листики считал,

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот с рябины лист резной,

Вот с берёзы золотой,

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.

- Теперь усложним задание. Некоторые слова пропущены.

-Следующее без подсказки.

Слайд №11(мнемосхема)

Ребята, пришло время прогуляться в осенний лес.

Слайд №12

Физминутка«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)

Руслан:

Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор!»
-Ребята, посмотрите на слайды и определите, какой  лес изображен на слайдах? (берёзовый,  смешанный)

Слайд №13 (берёзовый)

Слайд №14 (смешанный)

(Раздать ватные палочки с ароматом сосны).

А теперь мы с вами попробуем определить с помощью аромата, какой ещё бывает лес? Вдыхаем носом. ….Это сосновый лес, правильно.

Слайд №15 (сосновый)

 

Чтобы перейти к следующему заданию нам нужно подготовить пальчики с помощью гимнастики. Возьмите шарик су-джоки.

Слайд №16

Пальчиковая гимнастика «Колкие иголки».

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

Дидактическое упражнение «Разноцветные листочки». 

-Проверьте, правильно ли вы сидите.

Слайд №17

Я за партою сижу,

Спину прямо я держу,

Плечи развернуты.

Ноги вместе стоят

Между партою и мной

Промежуток не большой

Между партою и мной

Кулачок проходит

Мои руки на столе,

Ведь учиться надо мне.

- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием.

Посмотрите на свои листы с заданием, с каких деревьев эти листья.

Слад №18 (1.берёза, 2. дуб,3. клён )

Правильно, с берёзы, с дуба, с клёна.

- А вот кто догадается, с какого дерева четвёртый лист. (лист каштана)

Слайд №19 (каштан)

«Какие листья на разных деревьях?»

На березе – берёзовые.

На клене – кленовые.

На дубе – дубовые.

На каштане - каштановый.

- Вам необходимо каждый листочек заштриховать в нужном направлении.

Слайд №20 (штриховка)

-Справа на лево по диагонали, слева на право по диагонали, слева на право по горизонтали, сверху в низ.

Молодцы, справились с заданием. Нашим глазкам нужно отдохнуть. Проведём гимнастику для глаз.

 

Слайд №21 (гимнастика для глаз)

Гимнастика для глаз «Осень».

Слайд №22

Загадка:Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!
                  Облаков и туч он вождь,
                  Ты же знаешь, это - ...Ответ (Дождь)

Воспитатель:Осенью пасмурно часто идёт дождь. А вызнаете, почему идет дождик? Хотите узнать?

Опыт «Делаем облако"

 

Ребята, я в ёмкость, налила горячую воду. Накрыла её стеклом. Тёплый воздух  внутри ёмкости, поднимаясь вверх, стал охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар поднялся вверх, конденсировался. Так происходит и в природе. Крохотные капли воды, нагревшись на земле, поднимаются с земли вверх. Там охлаждаются и собираются в облака. Встречаясь вместе в облаках, капли воды прижимаются друг к другу, увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде капелек дождя.

Вывод: Тёплый воздух, поднимаясь вверх, увлекает за собой крохотные капельки воды. Высоко в небе они охлаждаются, собираются в облака и падают на землю в виде дождя.

 

Слайд №23

Итог:

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Каких три осенних периода вы знаете?

-Что вам понравилось?

-Я благодарю за хорошую работу и на память о нашем занятии дарю осенние листочки.101_0425.jpg

101_0421.jpg

101_0398.jpg


Автор:  Извекова Е.С.