Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Возрастные особенности детей6–7 лет»

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Возрастные особенности детей6–7 лет»

  1. Проблемы детей 6-7 лет при подготовке к школьному обучению
  • Недостаточная развитость мелкой мускулатуры рук (слабая сформированность графических умений)и мелких мышц спины (ведёт к нарушению осанки).
  • Тяга к шалостям и веселью, недостаточная усидчивость и способность к длительной работе.
  • Проявление негативизма, упрямство, нарушение форм общения со взрослыми и сверстниками.
  • Недостаточный уровень развития психических процессов.
  • Неумение управлять своей деятельностью без помощи взрослого.
  • Повышенная возбудимость.
  • Рассеянное внимание.
  1. Особенностипсихофизиологического развития детей 6-7 лет

Происходит перестройка всех физиологических систем, которая характеризуется:

- повышенной чувствительностью к неблагоприятным условиям окружающей среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению,

- несоответствием фактического возраста ребёнка биологическому (в 6 лет почти половина мальчиков и 1/3 девочек не достигают необходимого для школьного обучения уровня развития,

- активным развитием опорно-двигательного аппарата и мышечной ткани, причём крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие (легче даются крупные движения);

-протеканием (в периоде с 5 до 7 лет) ростового скачка – критического периода. Только по его завершению у ребёнка появляется усидчивость, способность к длительной работе в ровном темпе, способность к тонкой координации движений, чувство времени.

-индивидуальным темпом развития (ребёнок способен лишь на то, для чего созрел).

Поэтому, желание забегать вперёд и пытаться сформировать у ребёнка то, что ещё функционально не готово не приносит ожидаемых результатов!

Нормой психического состояния является бодрое состояние с тягой к веселью и шалостям.

  1. Социальная ситуация развития
  • Ведущими социальными потребностями в этом возрасте являются:

-потребность в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и доброжелательности;

-потребность в активном познании и информационном обмене;

-потребность в самостоятельности и разнообразной деятельности по интересам;

-потребность в активном общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;

-потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников.

  • Расширяется круг общения детей, что является важным условием активного процесса социализации.
  • Появляется разнообразное и содержательное общение со взрослыми сверстниками (подражание, копирование интонации, манеры общения).
  • Дети ориентируется в нормах поведения (хорошо – плохо, осознавая последствия многих действий, но нередко действует импульсивно, по первому побуждению.
  1. Развитие личностной сферы: кризис 6-7 лет
  • Размытость границ кризиса.
  • Негативный характер периода:

-угасание интереса к любимым игрушкам и занятиям,

-нарушение сложившихся форм отношений с окружающими.

  • Скачкообразное изменение психики ребёнка:

-негативизм (направлен против взрослого);

- упрямство (настаивает на чём-либо только потому, что он это попросил);

-строптивость (направлена против установленных для ребёнка правил;

-своеволие (желание делать всё самому).

  • Воля формируется постепенно: могут в определённой мере управлять своим поведением, но быстро устают от однообразной деятельности.
  1. Как справится с кризисом 7 лет?
  • Понимать, что кризисы неизбежны.
  • Их появление говорит о том, что ребёнок стал старше.
  • Главное в кризисе не его отрицательный характер, а изменения, которые происходят в самосознании, формирование внутренней позиции ребёнка.
  • Появление кризиса говорит о социальной готовности ребёнка к обучению в школе.
  • Создавать в семье атмосферу любви, доверия, уважения, прививая ребёнку культуру общения с окружающими и правила поведения в обществе.
  1. При повышенной возбудимости, утомляемости, раздражительности:

-Проконсультируетесь с врачом;

-Соблюдайте режим дня;

-Контролируйте время просмотра ребёнком телевизора и время игры за компьютером.

  1. Для избежания повышенной тревожности:

-Проявляйте заботу, любовь и тепло по отношению к ребёнку;

-Предоставляйте ему возможность выговорится и вместе обсудите возникающие сложные ситуации;

-Беседуйте перед сном – это успокаивает и помогает уснуть;

-Пересмотрите свои требования к ребёнку – возможно, они слишком завышены или наоборот?

-Не позволяйте себе срываться на ребёнке!

  1. Осознанное отношение к себе и окружающему.
  • Осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции: внутренней позиции школьника.
  • Активное формирование самооценки.
  • Поведение становится более осознанным, дети проявляют живой интерес к правилам и нормам общения и взаимодействия.
  1. Возрастаетпознавательная активность детей.

Появляется интерес, выходящего за рамки личного опыта.

Но, возникают трудности общения со сверстниками (нормой психического состояния является бодрое с тягой к веселью и шалостям).  Дети любят шутить, передразнивать, придумывать прозвища, что является поводом для конфликтов.

  1. На что обратить внимание:

-Формировать положительное отношение к школе, учителю, учению;

-Формировать культуру общения;

-Учить доводить начатое дело до завершения, оценивая свой результат;

-Соблюдать правила, выполнять требования взрослых.

  1. Отношение к сверстникам:

-Зависят от того, насколько сейчас у ребёнка развито умение взаимодействовать с другими ребятами, уступать другому, уметь действовать сообща.

На что обратить внимание:

-Создавать условия для полноценного общения со сверстниками, формируя культуру общения;

-Учить способам как избежать конфликтную ситуацию.

  1. Отношение к родным и близким:

-Формируется из уважительного отношения семьи к новой роли ребёнка – школьника;

-Создания в семье атмосферы любви и доверия;

-Заинтересованности в занятиях и делах ребёнка!

  1. Отношение к себе: формируется из индивидуального опыта ребёнка и его умственного развития. Поэтому необходимо:

-развивать познавательную активность;

-предоставлять возможность проявлять самостоятельность;

-всегда положительно оценивать личность ребёнка;

-вместе находить причины трудностей, формируя адекватную самооценку (правильное отношение к своим способностям, деятельности, умениям планировать сои дела, доводить дело до завершения, формировать отношение к результатам своего труда).

  1. Психическое развитие ребёнка
  2. Развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, речи, восприятия.

-Внимание становится произвольным - сосредоточение до 30 минут.

-Восприятие – не всегда могут одновременно учитывать несколько признаков предмета.

-Образное мышление – затруднено воспроизведение метрических отношений.

-Навыки обобщения и рассуждения – ограничиваются наглядными признаками ситуации.

-Воображение - в сравнении со старшей группой его уровень снижается.

-речь – развитие связной речи, активное употребление обобщающих существительных, синонимов, антонимов, прилагательных.

Одним из наиболее важных психических процессов является внимание, т. к. ни один процесс не может обойтись без его участия.

Невнимательность – причина неуспеваемости детей начальных классов.

Внимание – сосредоточение на каком – либо объекте (эта способность свойственна всем людям).

Внимательность – качество личности (можно обратить внимание на предмет, но часто ребёнок не может долго на нём сосредоточиться).

Развивать внимание помогут различные упражнения и игры.

  1. Появление предпосылок становления психологической структуры учебной деятельности:

- осознание способов достижения учебной задачи, возможность контролировать свои действия и оценивать свой результат;

- однако характер управления деятельностью внешний и осуществляется взрослыми; знания ограничены;

связи между информационной основой и исполнительской частью предметного действия не сформированы.

  1. Доминирующее положение с структуре мотивов приобретают познавательные и широкие социальные потребности (потребность в социальном признании, стремление к неигровым видам деятельности, потребность в самоутверждении, стремление к социальной роли школьника).

Собственно учебный мотив формируется в процессе школьного обучения.

  1. Становление регулятивной функции психики

-Формируется произвольность поведения, его осознанность (умение слушать и слушаться, способность трудиться, выполнять режим, управлять поведением, регулировать действия и эмоции).

-Но, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения («надо» - активизирует волю, «нельзя» - тормозит её, «можно» - формирует в сознании правила поведения).

  1. Психологическая готовность девочек к школе

-Мышление конкретное.

-Предпочитают шаблонные задания, которые тщательно выполняют.

-Лучше, чем у мальчиков, развит речевой компонент интеллекта.

-Больший объём и устойчивость долговременной зрительно-пространственной памяти.

-Хорошо сформирована произвольность общения поведения.

-Воспринимают учебную деятельность как само собой разумеющееся и осознанно противопоставляют её игровой деятельности.

-Менее тревожны и агрессивны, чем мальчики.

Девочки лучше готовы к школе, чем мальчики!

  1. Психологическая готовность мальчиков к школе

-Мышление абстрактное.

-Нацелены на поисковую деятельность, выдвижение новых идей, нестандартное решение задач.

-Внимание более рассеянное, менее устойчивое, чем у девочек.

-Не разделяют учебную и игровую деятельности.

-Эмоции кратковременны, но ярки.

-Более агрессивны, чем девочки.

-Излишне тревожны.

  1. Что важно формировать у ребёнка?
  • Самостоятельность (на её формирование оказывают влияние ваши отношения с ребёнком).
  • Умение планировать свои действия (эти навыки помогут развить занятия конструированием, лепкой, аппликацией, игры с конструктором).
  • Самоконтроль и самооценку (учить проверять свою работу, сравнивать её с образцом, исправлять ошибки).
  • Умение правильно организовывать своё рабочее место.
  • Умение доводить начатое дело до конца.

Надеемся, что наши совместные усилия помогут в успешной подготовке Вашего ребёнка к школе.


Автор:  Извекова Е.С.